Куклы - обереги.




 

  Пояснения автора:
«Фотография, к сожалению, не смогла передать того духа Истинной Русской Женщины, который несет в себе эта кукла. В ней - спокойное достоинство, затаенная гордость простого труда и материнства, которые на самом деле сознаются как Высокое Служение - Роду, Земле, Предкам и потомкам. Это не просто Жница - это воистину Жрица! Ее обряд - вся ее жизнь, ее служение - каждодневно и ежечасно. Такой кукле самое место в Красном Куту, и не только в часть праздника. На нее хочется смотреть и ладить по ней свое внутреннее состояние.

И руки, отсутствие которых меня, честно говоря, смущало, ей совершенно не нужны. Она - полная, цельная, законченная в таком состоянии.

Делается куколка очень просто:
1. Кусок бересты свернуть в трубочку белой стороной наружу, по краям перевязать нитью или тесьмой.
2. Из белой ткани сделать скатку-грудь, крест-накрест прикрепить на берестяную "скалку".
3. Лоскут белой ткани – рубаху – наложить поверх, закрепить на шее и на талии.
4. На талию прикрепить навыворот "понёву".
5. Повязать платок.
6. Квадратный лоскут собрать по кругу на нитку. В серединку насыпать немного зерна. Затянуть нитку, сделать "мешочек" и закрепить его на поясе.
7. Повязать кукле пояс с мешочком, заткнуть за него несколько колосьев.
8. Скрутить двух младенчиков: квадрат-головка, тельце, косыночка и пеленка, свивальник из двух крестов.
9. Младенцев тесьмой или узкой полосой ткани привязать по бокам от "матери".

Поторопилась я немного. Нашла всё-таки описание для этой куколки от автора:

Цитата: «Это самая-самая нужная куколка - Филипповка.
Это баба-большуха, домоуправительница, которая до тонкостей знает, что нужно сделать и как распределить работу, чтобы ничего не упустить - что главное, а что второстепенное. Она умеет делать всё, и для нее любая домашняя работа - не трудовая повинность, а привилегия и удовольствие. Она заведует накоплением-распределением семейных денег и всех припасов, поэтому в узелке-лакомнике у нее - зерно и денежка. У такой хозяйки в доме всегда порядок, а сама она - не усталая, не больная, не замотанная, а спокойная и гордая результатами своего труда.
Надеюсь, моя Филипповка поможет мне справиться с завалом в рукоделии и с вечной боязнью того, что я чего-то не успею. Да и конфликт между "надо", "хочу" и "хочу прям щас!!!" тоже разрешит.  Есть мнение, что копеечка в мешочке ей затем, чтобы рукоделие деньги приСвадебные Неразлучники:

Автор, цитата: "И премьера новой куколки в моем исполнении - Кубышка-Травница со зверобоем, как можно догадаться по ее наряду Улыбка) Зверобой, как вы помните, с нового капища под Скопином.
Ох и баба получилась - оторви и выбрось!! Обычно мои куколки - солидные, степенные, сдержанные. А эта же - не баба, а электровеник! Летит со своими мешками, передник наискосяк, грудь колесом, платок парусом! И к чему бы это?..

А вообще, я так чувствую, с этой куклой родилась моя новая кукольная любовь, третья после Зерновушки и Долюшки. Боги дадут время и силы, сделаю таких еще. Следующая будет с чабрецом, полынью и тысячелистником - почему-то хочется такого сочетания.

А потом - с вереском с нашего капища, маленькая и уютная.

И обязательно - с успокаивающими травками. Возможно, даже две - малышу в кроватку и себе под подушку..."

Мирово́е де́рево олицетворяет в себе единство всего мира. Это своеобразная модель вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место. Это также посредник между мирами — своеобразная дорога, мост, лестница, по которой можно перейти в потусторонний мир (Навь) или в мир богов (Правь). О древе жизни в мире создано множество легенд, сказок, этот символ нашёл отображение в орнаментике многих народов. К. Г. Юнг считал мировое древо одним из древнейших архетипов.

Сейчас невозможно представить себе свадебное застолье без огромного свадебного торта, а традиции вот откуда. Раньше к свадьбе в доме невесты утром в день венчания пекли особый свадебный пирог. Обычно в его приготовлении участвовали все девушки и молодые женщины деревни. Готовый пирог обильно украшали выпеченными фигурками птиц и зверей, а часто и человечков, символизировавших подружек жениха и невесты. В центре пирога возвышалась воткнутая березовая рогатина, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Ее символизм означает следующее. В старину у славян мир уподоблялся дереву, корни символизировали подземное царство, ствол – мир живых людей, крона – небеса (Мировое дерево). Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового дерева жизни. Свадебный пирог торжественно перевозился в дом жениха, куски его раздавались родне жениха и невесты, в чем виделось единение породнившихся семей, а середину пирога с Мировым деревом получали молодые. Кукла «Мировое дерево» изготавливается без сшивания иглой, «чтобы счастье не зашить». Подруги зорко следили друг за другом, чтобы ритуальные фигурки не отвернулись друг от друга. После свадьбы Мировое дерево занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в семье куклами. Основу куклы делают из просушенной березовой рогатины без изъянов в мизинец толщиной и примерно 15 см длиной, бересту не снимают. Рогатину аккуратно выламывают без использования ножа. Сначала делают куклу Невесту на левом сучке рогатины, а на втором сучке – куклу Жениха.

 

 

 

 

 


Создать бесплатный сайт с uCoz